Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста _Английский для дошкольников_ (pdf.io)

ФГОС дошкольного образования
Ю.А. Комарова
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «Английский для
дошкольников»

СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗ ДЕ Л
1.1. Пояснительная записка....................................................................4
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность
программы ........................................................................................5
1.3. Цель и задачи реализации программы ........................................... 6
1.4. Принципы и подходы к реализации программы ...........................8
1.5. Образовательные области, в рамках которых
реализуется программа ................................................................... 14
1.6. Планируемые результаты освоения программы ........................... 17
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗ ДЕ Л
2.1. Учёт особенностей развития детей 4–7 лет в процессе обучения
английскому языку .............................................................................. 20
2.2. Описание курса Cheeky Monkey ...................................................... 23
2.3. Тематическое планирование образовательной деятельности
в рамках курса Cheeky Monkey ....................................................... 25
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗ ДЕ Л
3.1. Материально-техническое обеспечение курса Cheeky Monkey ..... 27
3.1.1. Основные дидактические материалы курса ......................... 27
3.1.2. Дополнительные дидактические материалы курса.............. 29 3.2.
Научно-методическое обеспечение программы ........................... 30 3.3.
Кадровое обеспечение программы ................................................ 34 3.4.
Время и сроки реализации программы ......................................... 34
3.5. Перспективный план взаимодействия педагогического
коллектива с семьями воспитанников .......................................... 35
Литература ................................................................................................. 37
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование образовательной
деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 1 .................... 42
Тематическое планирование образовательной
деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 2 .................... 60
Тематическое планирование образовательной
деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 2 Плюс .......... 90
Тематическое планирование образовательной
деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 3 .................. 104
Тематическое планирование образовательной
деятельности, реализуемой в рамках курса Cheeky Monkey 3 Плюс ........ 144
3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1 . 1 . Пояснительная записка
Парциальная программа адресована воспитателям, преподавателям и специалистам-педагогам, обучающим детей 4–7 лет английскому языку в дошкольных образовательных организациях, а также
в кружках, студиях и т.п.
Программа курса обучения английскому языку Cheeky Monkey
(издательство «Русское слово») входит в Программно-методический
комплекс дошкольного образования «Мозаичный П АР К ». Парциальная программа курса разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( Ф Г О С ДО).
Курс обучения английскому языку Cheeky Monkey направлен на
решение задач создания благоприятных условий для развития детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития инициативы, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Курс обучения дошкольников английскому языку Cheeky
Monkey разработан преемственно по отношению к
У МК
«Английский язык» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой и
др. (издательство «Рус-ское слово»), входящему в систему
«Начальная инновационная шко-ла», а также по отношению к
другим системам начального общего образования. Основанием
преемственности являются требования Ф Г О С ДО к результатам
освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров
дошкольного образования.
Курс обучения дошкольников английскому языку Cheeky
Monkey носит инновационный характер, так как в системе работы
задействова-ны интегративно-дифференцированные методы и
способы обучения детей английскому языку. Интегративные методы
реализуются путём использованиямультисредовой
игровой
интеракции и билингваль-ных сюжетно-ситуативных приёмов
сотворчества, направленных на коммуникативно-личностное,
познавательное,
социально-регуля-тивное
и
художественноэстетическое развитие. Дифференцирован4

ные методы реализуются через индивидуальный подход к ребёнку,
осуществляемый в условиях коллективных форм обучения, что открывает возможности для позитивной социализации дошкольника
и его личностного развития.
Проводимые занятия по английскому языку согласно образовательному курсу Cheeky Monkey являются более гибкими (по сравнению с традиционными формами работ), разнообразными по целям и задачам, вариативными по формам и методам преподавания,
насыщенными по использованию новейших технических средств.
Примечательно, что в данном курсе всесторонне и полно реализованы принципы совместной деятельности педагога, родителей и детей.

1 . 2 . Актуальность и
педагогическая целесообразность
Теорией и практикой образовательной деятельности доказано, что
изучение иностранных языков в раннем детстве полезно и эффективно. Безусловно, это наилучшее время для начала обучения языкам, поскольку является активным сензитивным периодом в жизни
подрастающего человека, и овладение иностранным языком в этом
возрасте осуществляется достаточно быстро и эффективно. Дети дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым
явле-ниям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого
опы-та, они легко и прочно запоминают небольшой по объему
языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти
благоприят-ные факторы теряют свою силу.
Следующая причина, которая позволяет этот возраст считать предпочтительным для занятий иностранным языком, связана с коммуникативными потребностями детей. В дошкольный период словарный запас ребёнка в родном языке чрезвычайно ограничен, так же
как и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребёнка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные
коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком,
он не ощущает серьёзного разрыва между возможностями в родном
и иностранном языке, и чувство успеха у него более яркое, чем у детей старшего возраста. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё мало
штампов речевого поведения, ему легко по-новому «кодировать»
свои мысли, он не испытывает трудностей при вступлении в
контакт на иностранном языке. Если система обучения
иностранному язы-ку построена грамотно, то успех в овладении
иностранным языком
5

и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения
любого языка обеспечены практически всем детям.
Важным аргументом в пользу овладения иностранными языками
в дошкольном возрасте является доказанность того факта, что иноязычное обучение развивает умственные способности ребёнка и благотворно сказывается на его эмоциональном и нравственном совершенствовании, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Более того, овладение основами иноязычной речи
направлено также на развитие любознательности и познавательной
мотивации, формирование познавательных действий, индивидуальных интересов детей и развитие их творческой активности и общекоммуникативных способностей.
Последний факт является важным аргументом в пользу раннего
овладения детьми дошкольного возраста иностранным языком. Дети
изучают иностранный язык не только как новое средство общения,
но и как средство приобщения к другой культуре. Это значит, что
обу-чение иностранному языку приобретает поликультурный
характер.
Таким образом, целесообразность раннего обучения иностранным языкам очевидна и в настоящее время не вызывает сомнения.
Образовательная деятельность по овладению иностранным языком
носит развивающий интегративный характер, а важным результатом
подобного обучения является комплексный аксиологический образовательный эффект, достигаемый в познавательной, эмоциональной и практической сфере личности ребёнка.

1 . 3 . Цель и задачи реализации программы
Иноязычное дошкольное образование — это целенаправленный
комплексный процесс обучения, развития, познания и воспитания
личности дошкольников посредством иностранного языка; это передача культуры, направленная на преобразование дошкольника
в процессе овладения им иностранным языком. Важным ориентиром дошкольного образования является формирование будущего
человека как индивидуальности, развитие его духовных сил, способностей, возвышение потребностей.
Целью реализации программы обучения английскому языку детей
дошкольного возраста Cheeky Monkey является создание условий для
овладения детьми английским языком как средством развития коммуникативных способностей детей, как инструментом их
широкого взаимодействия с миром, обеспечения практики в разных
видах де-ятельности и реализации творческой активности. В общем
и целом
6

обучение согласно настоящей программе направлено на формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста в условиях развития самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности
и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность
и отношение к миру.
Для достижения сформулированной цели необходимо решить ряд
конкретных задач, которые подразделяются на практические, развивающие, воспитательные и общеобразовательные.
Практические задачи:
· формировать у дошкольников навыки и умения самостоятельного решения простейших коммуникативно-речевых задач на
английском языке;
· научить детей понимать на слух несложную, вполне доступную
по содержанию англоязычную речь;
· формировать навыки и умения приблизительно правильного
с фонетической точки зрения оформления своей речи на английском языке;
· научить детей самостоятельно употреблять и понимать наиболее частотные несложные лексические единицы и грамматические структуры, необходимые для овладения коммуникативной тематикой.
Развивающие задачи:
· развивать психические функции ребёнка (восприятие, внимание, языковая память, воображение, основы языкового мышления и др.) через процесс овладения иностранным языком;
· развивать специальные способности, необходимые для обучения иноязычному общению: фонематический слух, имитационные способности, способность к догадке и различению;
· способствовать становлению самостоятельности дошкольников и саморегуляции их собственных действий;
· развивать творческую активность учащихся и их речевую
куль-туру.
Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей дошкольного возраста устойчивый интерес
к изучению английского языка;
· формировать экологическую культуру и стремление к здоровому образу жизни;
7

· воспитывать средствами английского языка чувство патриотизма, толерантности и эмпатии;
· формировать уважительное отношение к людям, чувство товарищества и дружбы;
· развивать позитивные установки к различным видам труда
и творчества;
· формировать готовность к обучению в школе.
Общеобразовательные задачи:
· развивать интерес и любознательное отношение к тому, что связано со страной изучаемого языка;
· расширять представления ребёнка об окружающем мире посредством дополнительной лингвострановедческой информации;
· формировать представления о поликультурном мире и чувство
осознания самих себя в нём;
· расширять кругозор дошкольников, формировать их когнитивную инициативу, пополнять их знания о сверстниках в
стране изучаемого языка.

1 . 4 . Принципы и подходы к реализации программы
Образовательный процесс, реализуемый в рамках курса Cheeky
Monkey, строится с опорой на интегративный, индивидуально-дифференцированный и коммуникативный подходы.
Интегративный подход
Известно, что развитие ребёнка в дошкольный период как субъекта посильных видов деятельности должно быть системным, целостным и преемственным. Интегративный подход способен обеспечить названную целостность и предоставить возможность развивать
в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы
личности ребёнка.
Следует отметить, что интегративный подход соотносится с
воз-растными особенностями дошкольников, поскольку детям
данного возраста свойственно нерасчленённое восприятие мира.
Использо-вание данного подхода делает процесс обучения
английскому языку оптимальным. Интеграция иностранного языка
с другими предме-тами позволяет облегчить усвоение детьми
иноязычного материала, а также предоставляет возможность
параллельно приобрести знания по другим предметам.
8

Cheeky Monkey является комплексным образовательным курсом.
В рамках названного курса интегративные связи представляют собой опору для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений, а также позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой
опыт, обеспечивая полноту знания.
Интегративные
связи
способствуют
интенсификации
обучения иностранному языку, которая выражается в следующем:
повышается интерес к изучению предмета
(повышается
коммуникативная моти-вация); активизируется речемыслительная
деятельность; совершен-ствуются речевые умения; формируется
познавательная самостоя-тельность детей; расширяется кругозор
обучаемых.
В содержание обучения английскому языку включены элементы
содержания по другим дисциплинам, например предметам художественного цикла (рисование, аппликация и т.д.). Интегративный курс
английского языка и художественного развития, безусловно, обладает большим потенциалом, поскольку позволяет сочетать изучение
языка с выполнением предметной деятельности, в ходе чего происходит развитие художественных способностей через средства иностранного языка.
В содержание обучения английскому языку также интегрированы материалы естественно-научного характера. Так, например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у них
гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи,
овладения соответствующими практическими и познавательными
умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной
изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях
животных и растений становятся основой для овладения способами
ухода за ними.

Индивидуально-дифференцированный подход
Необходимость реализации индивидуально-дифференцированного подхода к процессу обучения английскому языку дошкольников связана с объективно существующими противоречиями между
общими для всех детей образовательными целями, содержанием
обучения, с одной стороны, и индивидуальными возможностями
каждого ребёнка, с другой; а также между коллективной формой
педагогического процесса и индивидуальным характером усвоения
познавательного материала каждым дошкольником. Такого же рода
объективные противоречия существуют между целями, содержани9

ем, формами обучения и индивидуальными склонностями, способностями и интересами детей дошкольного возраста.
Индивидуально-дифференцированная система обучения английскому языку, предполагающая групповое обучение с учётом
личност-ных особенностей детей, в полной мере представлена в
курсе Cheeky Monkey. В названном курсе предложены вариативные
способы педа-гогического воздействия на обучаемого с учётом его
индивидуальных особенностей, реализуемых в ходе коллективного
взаимодействия детей по овладению английским языком.
Применение комплекса указанных мер способствует созданию
условий для естественного индивидуального личностного роста
каждого дошкольника в ходе овладения английским языком.
Следует отметить, что при изучении английского языка индивидуален не только процесс овладения (у каждого ребёнка разные способности, а следовательно, и свой темп продвижения), но и объект
усвоения. Речь любого обучаемого независимо от возраста и языка
индивидуальна, по крайней мере, по трём параметрам: сугубо индивидуален механизм мотивации речи (то, что волнует одного ребёнка,
оставляет равнодушным другого); индивидуально содержание речевого высказывания (дети в речи выражают самих себя); наконец,
индивидуален способ формулирования мысли (одна и та же мысль
разными детьми выражается разными речевыми средствами). Для
того чтобы ребёнок мог проявить свою индивидуальность, на занятиях действуют два правила: правило избыточности подачи материала и правило отсроченности результатов его усвоения. Это значит,
что в рамках одного и того же упражнения детям всегда предоставляется право выбора, т.е. возможность выбрать те или иные речевые
средства в соответствии со своими потребностями, возможностями,
настроением и т.д.

Коммуникативный подход
Развитие речевой деятельности на английском языке детей дошкольного возраста является одной из важных задач, реализуемых
в рамках курса Cheeky Monkey. Известно, что владение связной речью
имеет большое значение для формирования личности ребёнка, его
социализации, во многом определяет его дальнейшую успешность,
в частности — на начальном этапе обучения в школе.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач,
связанных с развитием общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоением культуры общения и этикета, воспитанием толерантности. Коммуникативная деятельность включается во
10

все виды детской активности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Коммуникативный подход к процессу обучения английскому
языку, реализуемый в рамках курса Cheeky Monkey, способствует более эффективному формированию у детей дошкольного возраста
иноязычных навыков и умений, установлению между детьми положительных контактов, основанных на общих интересах к
действиям с игрушками, предметами и на взаимной симпатии,
развивает
эмо-циональную отзывчивость. Коммуникативные
технологии помогают детям в освоении способов взаимодействия со
сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой
деятельности, помогают также объединяться в парной игре, вместе
рассматривать картинки и пр.
Здесь же заметим, что речевая деятельность ребёнка дошкольного
возраста направлена на удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении и ориентирована на достижение коммуникативных целей. Материалы курса Cheeky Monkey выстроены таким образом, что в каждом отдельном случае детская речевая деятельность
обусловлена коммуникативной ситуацией, которая, в свою очередь,
выступает как стимул, вызывающий потребность в общении и побуждающий ребёнка к естественной речевой активности. Таким образом, в мотивированных для ребёнка ситуациях он учится общаться, активно усваивая коммуникативный материал.
В образовательной деятельности представленные выше подходы
реализуются с опорой на принципы, которые подразделяются на
следующие две основные группы:
· общедидактические принципы,
· методические принципы.
Общедидактические принципы представляют собой совокупность
общих руководящих идей, исходных нормативных требований
к организации образовательного процесса, которые учитываются
во всех его компонентах. Курс английского языка Cheeky
Monkey выстроен согласно следующим общедидактическим
принципам:
· принцип интегративности предполагает овладение дошкольниками способами общения на родном и иностранном языках на
межпредметной и междеятельностной основе при условии чёткого
определения интегративного базиса обучения, выявления интегративных связей на уровне целеполагания, содержания и технологии
развивающего обучения. Организация обучения детей иностранному языку на интегративной основе способствует более гармоничному развитию личности дошкольников и формированию их готовности к школьному обучению;
11

· принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей: в рамках обучения английскому языку происходит обогащение опыта сотрудничества ребёнка-дошкольника, а также наращивание у него опыта дружеских взаимоотношений со сверстниками и корректного взаимодействия со
взрослыми;
· принцип формирования положительной самооценки у ребёнка
предполагает, что в процессе овладения английским языком у детей происходит развитие уверенности в себе, осознания роста своих
достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать
школьником;
· принцип воспитания и всестороннего развития в обучении позволяет развить у детей интерес к окружающему миру, сформировать
познавательную любознательность, выработать трудолюбие, развить
значимые навыки и умения (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности и т.д.;
· принцип положительного эмоционального фона обучения осуществляется путём создания атмосферы максимального раскрепощения, при которой ребёнок признаётся полноценным участником
образовательных отношений;
· принцип научности и доступности обучения выражается в соблюдении научных позиций при отборе содержания обучения английскому языку и методов обучения, которые соответствуют
возраст-ным особенностям детей дошкольного возраста, уровню их
развития и индивидуальным особенностям;
· принцип игровой основы обучения способствует развитию у детей через использование сюжетно-ситуативных форм работы произвольного внимания, повышает мотивацию к деятельности, помогает
в успешном запоминании иноязычного материала;
· принцип активности: каждый ребёнок является активным
участником процесса обучения английскому языку, и каждый ребёнок вовлечён в интеллектуальную, эмоциональную, речевую активность, которая способна обеспечить благоприятные условия для развития и успешной социализации детей;
· принцип наглядности: данный принцип реализуется путём использования различных видов наглядности, например: картинок,
фотографий, элементарных схем, игрушек, аудио- и видеоматериалов и т.д. Использование вариативных форм наглядности мобилизует
психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
12

Помимо общедидактических принципов, в основу процесса обучения детей дошкольного возраста английскому языку на основе
курса Cheeky Monkey положен ряд методических принципов. Названные принципы представляют собой исходные, базовые положения,
в которых отражаются особые, присущие процессу овладения иностранным языком существенные стороны познавательной и практической деятельности. Методические принципы определяют цели,
содержание, методы и организацию обучения и проявляются во
взаимосвязи и взаимообусловленности. В нашем случае принципы
призваны определять стратегию и тактику обучения иностранному
языку на дошкольном образовательном этапе практически в каждой
точке учебного процесса.
Курс английского языка Cheeky Monkey выстроен согласно
следующим методическим принципам:
· принцип опоры на родной язык предполагает использование
родного языка в методически обоснованных ситуациях, в частности,
при контроле понимания нового материала, при проведении лингвистических, социокультурных, лингвострановедческих и т.д.
парал-лелей между родным и иностранным языками и культурами с
целью установления общих закономерностей и отличий;
· принцип сознательности предполагает выполнение детьми
осознаваемых операций с языком, которые выступают в качестве
ори ентировочных
опор
учебных действий
и которые
способствуют
элементарной
систематизации
усвоенного
языкового материала; повышает интеллектуальный потенциал
занятий английским язы-ком;
· принцип культуросообразности: при обучении английскому
языку происходит приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям своей и англоязычных стран; при обучении дошкольников
используются
аутентичные
стихи,
считалочки,
рифмовки,
народные
песни
и
игры;
применяются
лингвострановедческие ма-териалы, которые обогащают опыт
ребёнка, расширяют его круго-зор, способствуют развитию
речевых навыков и умений, накопле-нию лексического запаса, а
также вызывают интерес и потребность к дальнейшему изучению
английского языка;
· принцип овладения иностранным языком через общение: на
занятиях английского языка создаются условия общения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение речевыми
умениями и их дальнейшее мотивированное и адекватное использование детьми в условиях реальной речевой деятельности; успешная
13

реализация данного принципа во многом зависит от умения учителя
создать благоприятный психологический климат и быть настоящим
речевым партнёром;
· принцип концентричности в обучении предполагает повтор
коммуникативной тематики на последующих этапах обучения; таким образом, усвоенный ранее детьми языковой, речевой и лингвострановедческий материал вовлекается впоследствии в другие коммуникативные темы и ситуации и прорабатывается на более высоком уровне сложности;
· принцип сюжетно-ситуативной организации учебного материала: иноязычный материал группируется вокруг той или иной игровой ситуации общения, которая входит структурным элементом
в сквозной сюжет курса;
· принцип комплексной организации учебного материала реализуется путём объединения материала в тематические блоки
(например, «Семья», «Еда», «Животные» и т.д.), причём лексикограмматический материал новой темы тренируется и закрепляется
вместе с учебным материалом уже изученной темы; таким образом, в каждой последующей теме закрепляются лексические единицы и речевые образцы предыдущей и вводятся новые;
· принцип «минимакса» заключается в реализации технологических ориентиров, предполагающих введение минимального количества лексических и грамматических единиц и максимальную
их тренировку на занятии;
· принцип функциональности реализуется путём отбора учебного материала согласно тем сферам коммуникации, темам и ситуациям, которые являются актуальными для дошкольников; названный
принцип помогает сделать учебный процесс практико-направленным и мотивированным.

1 . 5 . Образовательные о бласт и, в рамках
которых реал изу ется программа
Настоящая парциальная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей средней, старшей
и подготовительной к школе групп и направлена на формирование
общей культуры, развитие интеллектуальных, моральных, эстетических, физических и личностных качеств, формирование
предпосы-лок
учебной
деятельности,
обеспечивающих
социальную успеш-ность, сохранение и укрепление здоровья
детей дошкольного воз-раста.
14

Программа реализуется в следующих образовательных областях:
· социально-коммуникативное развитие,
· познавательное развитие, ·
речевое развитие,
· художественно-эстетическое развитие,
· физическое развитие.
Изучение иностранного языка способствует более глубокому знакомству с другими культурами, пониманию межкультурных
разли-чий, развитию толерантности как черты характера,
необходимой для формирования гармоничной целостной личности
в современном поликультурном обществе. Национальное сознание,
культура
меж-национального
общения
и
взаимодействия
закладываются с самого раннего возраста и являются составной
частью воспитательно-обра-зовательной работы с детьми.
Социально-коммуникативное развитие, осуществляемое в рамках курса английского языка Cheeky Monkey, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия
ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие, реализуемое средствами курса английского языка Cheeky Monkey, предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование по знавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следст виях и др.); формирование элементарных знаний
о малой родине, Отечестве, странах изучаемого языка; овладение
первичными представлениями о социокультурных ценностях нашего народа и народов других стран, многообразии стран и народов
мира, о традициях и праздниках своей страны и стран изучаемого
15

языка, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы.
Речевое развитие детей является ещё одной важной целевой установкой курса английского языка Cheeky Monkey. Изучая
англий-ский язык, дети овладевают иноязычной речью как новым
средством общения; обогащают свой активный словарь; развивают
связную,
грамматически
правильную
диалогическую
и
монологическую речь как на родном, так и английском языке;
овладевают звуковой и ин-тонационной культурой речи,
фонематическим слухом; формируют аудитивную аналитикосинтетическую способность как предпосыл-ку последующего
обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие, осуществляемое в рамках
курса английского языка Cheeky Monkey, предполагает развитие основ ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора своей
страны и страны изучаемого языка; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей и др.
Физическое развитие, реализуемое средствами курса английско-го
языка Cheeky Monkey, включает приобретение опыта в различных
видах двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.).
Программа ориентирована на активное освоение детьми 4–7 лет
разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных,
трудовых
и
т.д.)
и
соответствует
принципу развивающего обучения, целью которого является
развитие ребён-ка
через
осознание
своих
потребностей,
возможностей и способ-ностей.
16

1 . 6 . Планируемые результаты освоения
программы
В процессе овладения дошкольниками английским языком как
новым средством общения у них развиваются интеллектуальные,
речевые, эмоциональные способности и такие личностные качества, как общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля.
Кроме того, раннее обучение иностранному языку позволяет получить непосредственный доступ к ценностям мировой культуры
(в первую очередь — стран изучаемого языка), что плодотворно сказывается на развитии ребёнка как личности.
В этой связи важно отметить, что обучение по программе Cheeky
Monkey способствует культурному развитию детей, социализации,
развитию памяти, познавательных и творческих способностей, закладывает благоприятную основу для дальнейшего изучения английского языка на ступени школьного образования.
Планируемые результаты освоения программы Cheeky Monkey
следующие.
Социальные отношения
Дети имеют представление о нравственных качествах людей, их
проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость,
ответственность,
уважение,
честность,
чувство
собственного достоинства); умеют оценивать добрые поступки;
имеют представ-ление о дружбе, о поведении настоящих друзей. У
детей развивается способность и готовность помогать тому, кому
трудно. Дети учатся регулировать свою активность: учитывать
права других детей, соб-людать очерёдность, проявлять терпение,
не вступать в ссоры, про-являть настойчивость.
Культура поведения
Детьми усвоены базовые правила культуры общения со взрослыми и детьми (сверстниками и малышами), нормы этикета (культура
поведения за столом, поведение в гостях, культурные нормы разговора и пр.), уяснены правила поведения в общественных местах, правила уличного движения.
Познавательные способности
У детей сформированы элементарные умения использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям, измерение, упорядочивание, классификация. Они способны отражать результаты познания
в речи, на элементарном уровне рассуждать, пояснять, приводить
17

примеры и аналогии. У детей сформированы средствами английского языка общее представление о родном городе и стране, заложены
гражданско-патриотические чувства. Детям нравится узнавать о других странах и народах мира, используя при этом английский язык;
у них сформировано понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить.
Общеречевые способности
У детей сформированы элементарные умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий. Они умеют использовать в процессе общения со взрослыми
и сверстниками логичную объяснительную речь, владеют основными формулами эмоционального взаимодействия с людьми в ситуациях приветствия и прощания. Дети стремятся подбирать точные
слова для выражения мысли. Они имеют представление о различии
литературных жанров: сказки, рассказа, загадки, пословицы, стихотворения, считалочки и т.д. Дети знакомы с книжной
культурой, обладают базовыми представлениями о классической и
современной детской литературе.
Готовность к обучению в школе
Дети обладают представленими о школе, школьниках, учителе; понимают важность соблюдения школьного режима; стремятся
к познанию. У детей сформирован интерес к дальнейшему овладению английским языком в условиях школьного образования.
Владение английским языком
Дети усваивают за год обучения от 50–70 слов (дети средней
группы) до 150–200 слов (дети подготовительной к школе
группы) активно и пассивно, включая местоимения, предлоги,
частицы и другие служебные слова. Помимо расширения
вокабуляра, малы-ши овладевают несколькими основными
грамматическими конст-рукциями. Дети активно усваивают в
рамках
изучаемой
коммуни-кативной
тематики
повествовательные,
вопросительные,
отрица-тельные
и
восклицательные
предложения,
по
типу
которых
они
самостоятельно строят предложения, пользуясь имеющимся у них
запасом лексики.
У дошкольников сформированы навыки и умения приблизительно правильного с фонетической точки зрения оформления своей
речи на английском языке. У них развит фонетический слух,
они чувствуют интонацию, с лёгкостью могут её воспроизвести.
Доста-точно хорошо развиты артикуляционные навыки
(практически нет
18

проблем со звуками английского языка), дети чётко дифференцируют звуки, т.е. не заменяют их схожими из родного языка.
Дети умеют понимать на слух несложную, вполне доступную
по содержанию англоязычную речь. В ходе усвоения материала
курса дети овладевают умениями вести несложную беседу на
английском языке с преподавателем или детьми. П о окончании
курса они могут составить небольшой рассказ (3–5 предложений)
про себя, про свою семью, друзей, окружающий мир и т.п. В
ситуации непосредственно-го общения с педагогом, сверстниками
они проявляют инициативу, могут вступить в диалог и поддержать
его. Ребята имеют представ-ления о культуре, традициях страны
изучаемого языка (могут спеть традиционные английские песни,
назвать сказки, использовать счи-талочки и т. д.). Дети достаточно
часто используют английские слова в самостоятельных играх.
Большинство дошкольников уже могут применить свои знания
в реальной языковой среде — во время путешествий за границу, в общении с родителями. В связи с этим дети чётко осознают необходимость изучения английского языка как средства общения во всём
мире. Устойчивость и осознанность мотивации изучения иностранного языка влияет на формирование готовности дальнейшего овладения английским языком.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗ ДЕЛ

2 . 1 . Учёт особенностей развития детей 4 – 7
л е т в процессе обучения английскому языку
Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления
личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств,
формируются ответственность и способность ребёнка к свободному
выбору, уважению и пониманию других людей. Данный возраст уникален для овладения иностранным языком. Здесь можно говорить
о таких психических особенностях ребёнка, как пластичность
при-родного механизма усвоения речи, быстрое запоминание
языковой информации, интенсивное формирование познавательных
процес-сов, способность анализировать и синтезировать речевые
потоки на разных языках, дифференциация этих языков и средств
выражения, а также особая способность к имитации и отсутствие
языкового барье-ра. Ребята данного возраста обладают хорошим
речевым слухом и цеп-кой языковой памятью. У них также хорошо
развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова,
его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и
выразительность звука для детей этого возраста зачастую важнее
лексического значения и грам-матической стройности. Слова
привлекают их своим звучанием.
Что же касается коммуникабельности и наличия положительной
установки, то дети-дошкольники в большинстве своём достаточно
коммуникабельны и лишены тех многочисленных комплексов и зажимов, которые становятся психологическим барьером для многих
взрослых в овладении иностранным языком как средством общения.
Они любознательны, стремятся к активному познанию мира, причём именно в этом возрасте процесс непосредственного чувственного познания дополняется словесным.
Долгое время считалось, что в основе овладения языком лежит
имитативный принцип: ребёнок слышит слова, выделяет по аналогии грамматические конструкции и подмечает, к каким ситуациям
они относятся. Однако имитативная теория овладения языком преуменьшала активность ребёнка, отводила ей роль лишь в деятельности с фиксированными речевыми образцами-высказываниями, которые ребёнок в готовом виде получал от взрослых.
20

Деятельность ребёнка с языком — это прежде всего процесс творческого познания, активного поиска связей, закономерностей, отношений элементов языка, поиск правил, по которым ребёнок мог
бы строить новые высказывания, т.е. такие, которые он не слышал
раньше от взрослых. Соответственно, чтобы заговорить на
иностран-ном языке, что подразумевает собой умение строить
самостоятель-ные
высказывания,
нужно
овладеть
соответствующими правилами употребления слов.
Вследствие этого при обучении иностранному языку детей-дошкольников нужно учитывать не только их способность
бессозна-тельно впитывать язык, но и то, что в старшем
дошкольном возрасте дети готовы анализировать и делать простые
выводы, т.е. обучаться осознанно. В курсе обучения английскому
языку Cheeky Monkey ма-лышам предоставлен такой языковой и
речевой материал, который даст им возможность сравнивать
языковые явления родного и ино-странного языков и делать
собственные выводы, что сделает весь процесс обучения более
эффективным.
Также важно подчеркнуть, что при овладении английским языком
чрезвычайно важна активная мыслительная деятельность ребёнкадошкольника. Овладевая речью, он овладевает также и знаниями
о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатлённых
в соответствующих словах. При этом он не только приобретает
зна-ния, но и учится мыслить. Слово становится материальной
оболоч-кой мысли, когда за каждым словом у ребёнка стоит образ
предмета, который это слово обозначает. Если ребёнок слышит в
речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят
образы, мыслитель-ной деятельности не происходит.
В связи с этим при обучении детей иностранному языку очень
важно помочь им правильно семантизировать лексические единицы
иностранного языка и проконтролировать верность семантизации.
В курсе обучения английскому языку Cheeky Monkey детям в
первую очередь предлагается овладеть теми понятиями, с которыми
они уже давно знакомы на родном языке и которые присутствовали в
их лич-ном опыте. Это сделано для того, чтобы дети чувствовали
себя уве-ренно и понимали, о чём идёт речь.
После того как ребёнок начал уверенно использовать родной
язык, он начинает иметь дело не только с предметами, которые он
видит, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или
ко-торых не было в его личном опыте, но с понятиями о которых
он уже знаком. В таком случае расширять кругозор ребёнка
возможно с помощью художественных произведений и объяснений
взрослого.
21

В условиях обучения иностранному языку в семье или в дошкольной образовательной организации на основе материалов комплекса Cheeky Monkey широко могут быть использованы разнообразные
песни, короткие рассказы и истории из жизни. С их помощью ребёнок не только изучает иностранный язык, но и познаёт окружающий
мир.
Очевидно, что в дошкольном возрасте развитие мышления обусловлено необходимостью более точного выражения сформированных
понятий. Это способствует овладению ребёнком точными значениями слов, морфологией, синтаксисом, совершенствованием фонетики
своей речи. Н а дошкольном этапе обучения речь зачастую начинает
выступать в качестве одного из основных источников развития
линг-вистического мышления, что, в свою очередь, формирует
предпосыл-ки для совершенствования речевых возможностей
ребёнка.
В контексте сказанного следует отметить, что одной из
важных задач курса Cheeky Monkey является то, что дошкольник
должен не только усвоить множество слов и словосочетаний,
входящих в лек-сический строй языка, но и научиться
грамматически правильно на элементарном уровне строить свою
речь. Этот фактор был принят во внимание при разработке
комплекса упражнений, который наце-лен на обучение детей не
отдельным словам на иностранном языке, а употреблению этих слов
в речи с учётом их парадигматических осо-бенностей.
Обучая ребёнка иностранному языку, важно учитывать психологические особенности развития речи ребёнка на родном языке, присущие дошкольному возрасту. Н а дошкольном этапе развитие речи
ребёнка связано с формированием у него логического мышления.
Ребёнок переходит от простых предложений, в большинстве случаев
ещё не связанных друг с другом, к сложным предложениям. Однако
с семантической стороны речь ребёнка остаётся достаточно бедной,
владение вокабуляром ограниченное.
В целях обогащения вокабуляра и развития умений связной речи
материалы комплекса Cheeky Monkey предлагают обучать детей как
словам, так и речевым образцам на иностранном языке, на основе которых они смогут строить осмысленные высказывания. В
комплексе предложены также образцы элементарных минитекстов,
которые
позволяют
учащимся
конструировать
высказывания по известным им моделям в соответствии с
возникающими у них коммуникатив-ными потребностями.
Важно подчеркнуть, что в дошкольном возрасте функционируют
две самостоятельные сферы коммуникативной деятельности ребён22

ка — общение со взрослыми и общение со сверстниками, — каждая
из которых имеет жизненно важное значение для общего и речевого развития детей. Специфика каждой из названных сфер определяет особенности мотивов общения с разными партнёрами. Умение
дифференциации в общении с названными партнёрами эффективно
формируется путём использования материалов курса Cheeky Monkey
и моделирования различных аспектов жизни дошкольника: это
и совместная деятельность, и получение новой информации, и игра,
и режимные моменты.
Общение дошкольников может осуществляться в игре (игровое
общение) и по поводу игры или другой совместной деятельности.
В первом случае у ребёнка проявляются игровые взаимоотношения,
складывающиеся у него в соответствии с сюжетом игры. Во
втором случае у детей возникают взаимоотношения партнёров,
выполняю-щих общее дело. Общение, обеспечивающее данный тип
взаимоот-ношений, реализуется в момент развития сюжета игры,
обсуждения совместной работы. Всё это предполагает наличие у
общающихся умений адресовать свои высказывания сверстнику,
привлечь его внимание, использовать доброжелательные формы
общения.
Реали-зация
данных
умений
обеспечивается
соответствующими средства-ми как на родном, так и на
иностранном языке.
В завершение отметим, что все вышеперечисленные психологопедагогические особенности обучения детей дошкольного возраста английскому языку были в полной мере учтены при разработке
курса Cheeky Monkey, а именно были определены, соответствующим
образом отобраны и отражены в учебных материалах сферы общения и коммуникативные намерения; выявлены языковые и речевые
средства, необходимые детям для их эффективной социализации;
разработаны адекватные целям и задачам педагогического процесса
приёмы и методы овладения английским языком; привлечены оптимальные и методически корректные средства обучения.

2 . 2 . Описание курса Cheek y Monkey
Построение образовательного процесса на основе курса Cheeky
Monkey обеспечивает вовлечённость каждого ребёнка в проводимое
занятие, что, в свою очередь, гарантирует успех всему процессу обучения английскому языку. Немаловажным фактором вовлечённости
ребёнка в образовательную деятельность является создание у него
положительной установки познания, формирование интереса к жизни, миру и культуре разных стран, а также развитие у него коммуни23

кабельности, желания и умения вступать в общение с другими людьми. Названные задачи продуктивно реализуются путём использования сюжетно-ориентированных материалов курса Cheeky Monkey.
Cheeky Monkey — это образовательный курс, в сюжетную основу которого положены жизненные события и приключения милой
весёлой обезьянки по имени Чики. Вместе со своими друзьями —
мальчиком Томом и девочкой Элли, которые впервые появились
в первом уровне данного курса, Чики переживает разного рода приключения и встречает новых друзей. Чики помогает педагогу вести
занятия и вместе с детьми участвует в играх.
Как уже указывалось, курс Cheeky Monkey отличает гибкость в
под-ходах к обучению английскому языку, что позволяет его
эффективно использовать в различных формах дошкольного
образования и обу-чающих методиках. Насыщенность курса
историями и песнями, как и постоянное присутствие на занятиях
игрушечной обезьянки, дела-ют процесс изучения английского
языка чрезвычайно привлекатель-ным для детей дошкольного
возраста.
Cheeky Monkey 1 — первый уровень учебного курса, с помощью
которого дети 4–5 лет совершают первые весёлые шаги в изучении
английского языка. Важной задачей курса Cheeky Monkey 1 является
первичное знакомство с английским языком и закрепление у детей
желания его изучать. Детская мотивация формируется и поддерживается благодаря яркому и задорному персонажу, сверстнику детей —
обезьянке Чики. Авторы знакомят детей со звучанием и ритмом английской речи посредством слушания историй и песен, формируют
умения поведения на уроке английского языка благодаря соблюдению определённого порядка ведения занятия и вовлечению детей в
инициативное выполнение занимательных заданий. Песни, истории, игры и задания, разработанные в соответствии с методом опоры
на физические действия, являются основными типами упражнений
в этом курсе. Н а первом уровне обучения от детей не требуется на
каждом занятии работать с развивающим пособием. Основная задача — формирование умений аудирования и адекватного реагирования, к говорению же дети поощряются лишь на этапе их
готовности к началу овладения этим умением.
Cheeky Monkey 2 — второй уровень учебного курса, рассчитанный
на детей 5–6 лет, — также может послужить комфортным стартом
изучения английского языка для тех, кто не занимался английским
ранее. В курсе Cheeky Monkey 2 появляется один из активных персонажей — львёнок Рори, который начинает побуждать к говорению
готовых к этому детей. Н а этом уровне дети знакомятся с базовой
24

лексикой и самыми простыми грамматическими явлениями. Они
активно работают с лексикой, обозначающей цвета, числительные
от 1 до 5, членов семьи, одежду, еду, животных и т.д.
Cheeky Monkey 3 — третий, завершающий, уровень учебного курса,
рассчитанный на детей 6–7 лет, который может быть также успешно
использован и в случае, если дети ранее изучали английский язык по
другому пособию. Приобретённые детьми языковые знания проверяются и закрепляются на этом уровне благодаря разнообразию лексических игр, историям и песням, а также заданиям в развивающем
пособии. Персонажи Том, Элли и Рори поощряют детей к более активному говорению с использованием коротких фраз. Задания в развивающем пособии несколько сложнее заданий предыдущего уровня
и в основном направлены на развитие познавательных способностей
детей. Дети знакомятся с новыми словами, обозначающими части тела, мебель и обстановку помещений, расширяют свои знания
о зверях и птицах, овладевают числительными от 1 до 10 и т.д.

2 . 3 . Тематическое планирование
образовательной деятельности в рамках курса
Cheeky Monkey
Тематическое планирование является важнейшей частью образовательного процесса. Тематическое планирование предназначено
для выявления наиболее эффективных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций педагогического
процесса в системе занятий по английскому языку дошкольников.
Оно позволяет выстроить уроки в определённую систему, увидеть
перспективу в работе, помогает заранее продумать дифференцированные задания для дошкольников, разработать дополнительные
материалы, позволяющие реализовать индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения.
Тематические планы по курсу Cheeky Monkey (авторы Ю.А. Комарова, К . Харпер, К . Медуэлл) составлены на основе требований,
предусмотренных Федеральным государственным образовательным
стандартом, и предполагают тематический и результативно-ориентированный подход к содержанию и структурированию данных планов.
Тематический план по каждому отдельному уровню обучения
(средняя, старшая и подготовительная к школе группы) составлен на
весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения
по всем разделам курса английского языка. Основной целью тематического плана является определение оптимального содержания занятий и расчёт необходимого для них времени.
25

Тематический план содержит следующие разделы:
1) наименование раздела развивающего пособия; 2)
число часов, отводимых на их изучение;
3) образовательные цели каждого занятия;
4) активная лексика, используемая на занятии;
5) лексический материал для повторения;
6) лексические единицы и фразы, усваиваемые рецептивно;
7) фразы, используемые для ведения занятия;
8) средства обучения.
Тематический план является по своей сути рабочим инструментом преподавателя английского языка. Данный план может быть
подвергнут незначительной корректировке в течение учебного года
(по объективным и субъективным причинам), но он должен быть
выполнен по окончании учебного года.
Тематическое планирование для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп представлено на с. 42–159.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3 . 1 . Материально-техническое обеспечение
курса Cheeky Monkey
3 . 1 . 1 . Основные дидактические материалы курса
Развивающее пособие
Развивающее пособие состоит из разделов, каждый из которых
подразделяется на занятия. Первые занятия каждого раздела содержат сюжетную историю в картинках и различные задания,
включая задания с использованием наклеек. Далее приводятся
задания, вы-полнение которых предполагает раскрашивание,
обведение по кон-туру, рисование, соединение линиями картинок,
а также задания, стимулирующие познавательную активность
дошкольников.
Стра-ницы
пособия
перфорированы,
что
позволяет аккуратно извлечь из книги страницу с заданием и дать
её ребёнку. Н а обороте каждой страницы с заданием приводятся
краткие методические указания на русском языке на тот случай,
если у педагога нет возможности об-ратиться за подробными
комментариями к методическому пособию. В конце развивающего
пособия в качестве дополнительного дан ма-териал, который можно
использовать при подготовке праздников Хеллоуин и Рождество.
Выдавливающиеся картинки (Press outs)
Н а пятом (Cheeky Monkey 1) или шестом (Cheeky Monkey 2–3) занятии каждого раздела дети работают с press outs (двусторонними
картинками, легко выдавливающимися из плотного листа бумаги,
которые прилагаются к пособию). Среди них есть картинки,
кото-рые дети могут надеть на пальчик, картинки, которые можно
держать за «ножку», картинки-маски и др. Дети используют эти
картинки-игрушки во время прослушивания сюжетной истории,
что помогает им в восприятии звучащего текста. К пособию
прилагаются press outs и для занятий, посвящённых Хеллоуину и
Рождеству. Использование двусторонних картинок эффективно
также и в играх для закрепления ключевой лексики, и при
исполнении песен.
27

Стикеры
К пособию прилагаются два листа со стикерами (наклейками).
Они используются при выполнении заданий к сюжетной истории,
работа с ними направлена на закрепление изучаемой лексики. Н а
каждом завершающем занятии детям предлагается наклеить «премиальный» стикер, что является своеобразным поощрением за выполнение всех заданий раздела.
Аудиофайлы
К пособию прилагаются многочисленные аудиофайлы, которые
предназначены для аудирования на занятиях. Н а них содержится весь
аудиоматериал пособия Cheeky Monkey: песни, фонограммы некоторых песен для караоке, истории, чанты, фразы для ведения занятий.
Доступ к данным аудиофайлам осуществляется с сайта издательства
«Макмиллан» (www.macmillan.ru/cheeky-monkey). Код доступа для
скачивания аудиофайлов находится на форзаце «Методических рекомендаций» к пособию Cheeky Monkey.
Демонстрационные карточки
В набор включены цветные демонстрационные карточки, пронумерованные и, для удобства обращения с ними, снабжённые цветовой маркировкой соответственно цвету того раздела, к которому они
относятся. Демонстрационные карточки могут использоваться для
введения новой лексики, её закрепления, а также в играх и заданиях,
описанных в методическом пособии.
Дидактические карточки
Дидактические карточки представляют собой сюжетные картинки, иллюстрирующие истории, с которыми дети знакомятся в ходе
занятий, и служат визуальной опорой для преодоления трудностей
при аудировании. Каждый эпизод истории представлен на отдельной карточке. Для удобства на обороте каждой карточки приводится
текст эпизода. Карточки могут быть использованы в качестве
визу-альной опоры и при выполнении других заданий.
Методическое пособие
В методическом пособии содержатся подробные комментарии на
русском языке, в частности, указаны цели разделов и занятий, перед
описанием каждого занятия перечислены активная и пассивная лексика, лексика для повторения, а также средства обучения. Каждый
этап занятия описан очень подробно: какие фразы использовать для
его ведения, какие игры, песни и задания включать на конкретном
28

этапе, как проводить игры и выполнять задания, учить песни. В методическое пособие включены тексты всех песен, чантов и
историй, а также по три дополнительных задания к каждому
занятию, исполь-зование которых отнесено на усмотрение самого
педагога. Во многих дополнительных заданиях задействованы
раздаточные материалы, разрешённые для копирования (photocopiable
pages).
Игровой коврик
Игровой коврик является одним из компонентов сразу для двух
уровней курса — Cheeky Monkey 2 и Cheeky Monkey 3. Его
предлагается использовать на этапах Story time и Circle time.
Тактильные ощуще-ния, испытываемые детьми при игре на этом
коврике, помогают им сконцентрировать внимание. Дети могут
потрогать изображённый на коврике город, в котором живёт
обезьянка Чики, и, участвуя в иг-рах на коврике, детально городок
исследовать.
Игрушка обезьянка Чики
Обезьянка Чики — перчаточная кукла, которая может
начинать занятие, приветствуя детей, помогать им во время занятий,
представ-лять новые слова и вести игры, направленные на
закрепление изу-ченного материала.

3 . 1 . 2 . Дополнительные дидактические материалы
курса
Поскольку условия работы в группах с детьми дошкольного возраста, как правило, разнятся и дети усваивают знания с разной скоростью,
в курсе Cheeky Monkey предусмотрены резервные материалы, которые
можно предлагать как детям с высоким темпом работы, так и в группах,
где выделенные часы позволяют использовать дополнительный материал, а также в случае, когда педагог стремится разнообразить занятие.
Резервные материалы подразделяются на следующие три категории:
дополнительные задания, раздаточные материалы и аудиофайлы.
Методическое пособие Cheeky Monkey
Дополнительные задания: в методическом пособии к каждому занятию даются подробные описания дополнительных заданий (игр,
караоке, заданий с использованием раздаточных материалов, заданий с использованием демонстрационных карточек и др.).
Раздаточные материалы: к каждому разделу предлагаются дополнительные задания с применением раздаточных материалов: игры с использованием мини-карточек, задания на раскрашивание, вырезание,
установление соответствия, обводку по контуру, задания на счёт.

Аудиофайлы: содержат истории, песни, новые игры. Прослушивание аудиофайлов дома позволяет вовлечь родителей в процесс обучения их ребёнка английскому языку: родители могут вместе с детьми петь песни и участвовать в играх. Данные аудиофайлы можно
задействовать на занятиях, разделив предварительно детей на подгруппы, что даст возможность уделить внимание каждому ребёнку.
Также отдельные задания, представленные в аудиофайлах, можно
давать детям с высоким темпом усвоения учебного материала.
Дополнительное развивающее пособие Cheeky Monkey Плюс
Cheeky Monkey Плюс предназначен для использования в группах
с большим количеством учебных часов. В пособии Cheeky Monkey
Плюс содержатся дополнительные занятия к каждому из разделов
основного пособия, по одному дополнительному занятию — к разделам Halloween и Christmas, а также два новых раздела — Autumn
и Easter.
Н а занятиях по развивающему пособию Cheeky Monkey Плюс повторяется и закрепляется лексика, изученная на предыдущих занятиях
по основному развивающему пособию, а также вводится новая лексика по теме разделов (по четыре новых слова на раздел). В этом пособии делаются первые шаги в подготовке детей к обучению чтению:
вводятся задания на узнавание целого слова с опорой на изображение и на обводку букв в слове. В методическом пособии к каждому
разделу даются задания на узнавание целого слова. Как правило, это
задания с использованием демонстрационных карточек, при выполнении которых дети запоминают и учатся соотносить
графический и зрительный образы слов.
К пособию прилагается набор демонстрационных карточек, пронумерованных и снабжённых цветовой маркировкой соответственно
цвету раздела, к которому они относятся. Н а карточках представлена
активная лексика каждого раздела.
Аудиоматериал, сопровождающий данное пособие, состоит из
новых песен (по одной на раздел), песен из основного пособия, используемых для повторения, и чантов Cheeky’s jungle gym (по одному
на каждый раздел), включающих новую лексику, введённую в пособие Cheeky Monkey Плюс.

3 . 2 . Научно-методическое обеспечение программы
При обучении иностранному языку детей дошкольного возраста
очень важно, чтобы дети оставались в зоне психологического комфорта. Как и при изучении родного языка, ребёнок сначала осваива30

ет новые слова и фразы рецептивно, а уже потом пытается их воспроизвести. У каждого ребёнка момент готовности к воспроизведению
речи наступает в разное время, точно так же и объём слов и фраз,
который ребёнок готов воспроизвести, у всех разный. В курсе
Cheeky Monkey новая лексика и самые простые грамматические
конструк-ции вводятся и отрабатываются в канве историй, песен
и чантов, а также в разнообразных видах продуктивной
деятельности.
Погружение детей в английский язык является важнейшим условием эффективного языкового обучения. Этому способствует
ис-пользование в рамках курса Cheeky Monkey принципа
наглядности: смысл историй и песен становится понятным
благодаря подробной иллюстративной поддержке и сюжетноситуативной составляющей обучения, а также его игровому
характеру. Используемые игровые приёмы просты и понятны детям
дошкольного возраста.
В помощь преподавателю в методическом пособии приводятся
подробные описания, каким образом проводить занятия с детьми дошкольного возраста и как использовать развивающее пособие Cheeky
Monkey. В частности, в пособии поясняется, какие фразы использовать, как мимикой и жестами помочь детям понять, что им предстоит делать. Новые фразы для ведения занятий вводятся поэтапно, что
приучает детей спокойно относиться к появлению новых команд педагога.
Курс Cheeky Monkey универсален в том смысле, что может быть
использован при любом методе обучения. Н о поскольку дети дошкольного возраста часто познают мир тактильным способом, т. е.
путём прикосновений и в движении, то учебный курс Cheeky Monkey
содержит много заданий, отвечающих методу опоры на физические
действия, например: песни и чанты в сопровождении движений;
игры, предусматривающие кинестетическую активность; подвижная
релакс-пауза Cheeky’s jungle gym встречается дважды в каждом разделе — в ней дети выполняют различные движения по команде. Потребности детей в движении дополнительно способствуют
физкульт-минутки, проводимые на английском языке, небольшие
инсцени-ровки рифмовок.
Обучение английскому языку по курсу Cheeky Monkey строится
на сюжетно-ситуативной основе: каждый раздел курса — это
отдельная история с постоянными персонажами. Использование
историй ре-шает проблему мотивации и способствует запоминанию
изучаемого материала. Они весёлые, содержание их соответствует
возрастной категории ребят. Максимальному вовлечению детей в
историю спо-собствует использование песни в каждой из них.
Знакомство с ис31

торией начинается, как правило, на втором занятии: перед тем как
первый раз прослушать историю, дети знакомятся с местом действия
и персонажами. Н а чётвертом занятии сюжет воспринимается повторно, а на последующем занятии дети не только слушают историю,
но и начинают её проигрывать, работая с press outs. В завершение выполняется задание, в котором предлагается детям разыграть историю
по ролям.
В курсе Cheeky Monkey из занятия в занятие сохраняется определённый порядок их проведения, что помогает соблюдать спокойный, уравновешенный ход обучения. Дети дошкольного возраста
лучше учатся в повторяющемся, привычном для них ритме.
Система расположения заданий в каждом разделе и каждом
занятии типи-зирована, что позволяет детям быстро освоиться со
схемой занятия и быть готовыми к каждому последующему
заданию. Так, само за-нятие обязательно начинается песней Hello!
и заканчивается песней Bye-bye! Н а занятиях в определённые
моменты используются одни и те же рифмовки, считалочки, и от
детей не требуется умения са-мостоятельно воспроизводить их, но
желательно, чтобы дети стре-мились постепенно их запомнить и
петь или проговаривать вместе с педагогом.
Роль музыки и песен чрезвычайно важна при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста, поскольку их использование способствует непроизвольному запоминанию и привносит в занятие элемент игры. Помимо песен, включённых в истории, в курсе
Cheeky
Monkey
имеется
множество
других
песен,
способствующих усвоению активной лексики каждого раздела.
Исполняя песни на за-нятиях, дети будут усваивать эту лексику
очень успешно.
Одним из важнейших приёмов обучения в курсе Cheeky Monkey
является игра. Игра — тот деятельностный фундамент, на котором
выстраивается весь процесс овладения дошкольниками английским
языком. В ходе игровой деятельности ребёнок проявляет смекалку,
сообразительность. Дети, увлечённые замыслом игры, не замечают,
как преодолевают образовательные трудности и овладевают английским языком.
В рамках проводимых в курсе Cheeky Monkey игр подача материала
осуществляется ярко и эмоционально. Для этого используется большое количество игрушек, дидактических, раздаточных материалов,
картинок, карточек, кубиков.
Для эффективного обучения детей английскому языку требуется регулярное повторение изученного ими материала, а это во время игры организовать достаточно просто. Однако следует помнить,
32

что форма игры может быть одинаковой в нескольких игровых ситуациях, но содержание игры должно быть разным, так как в её
основе лежит необходимость употребления изученного лексикограмматического материала в схожих, но не идентичных ситуациях. Курс Cheeky Monkey предполагает вариативное использование
ситуативных,
соревновательных,
ритмомузыкальных
и
художест-венных игр.
К числу важных составляющих курса Cheeky Monkey
относятся театральные мини-постановки на иностранном языке.
П о своему характеру названные мини-постановки являются
частично подго-товленными, а частично импровизированными.
Содержание любой сказки, рассказа становится детям знакомым
благодаря их включе-нию в разнообразные виды деятельности. Для
этого сюжет рисуется, изображается на макете, разыгрывается в
«пальчиковом театре», на игрушках, рассказывается и показывается
как преподавателями, так и детьми. При этом ничто специально не
заучивается: дети воспро-изводят столько, сколько сами захотят и
смогут, в остальном им по-могает преподаватель.
Весьма популярно использование масок, представленных в развивающем пособии Cheeky Monkey, и гримирование под определенный
персонаж с последующим разыгрыванием сюжетов в детском саду
или на природе. Такие события, как правило, надолго запоминаются
детям. Готовые сценки можно показать не только у себя в группе, но
и в другой группе, а также в отдельных концертных программах дошкольных праздников.
В завершении отметим, что каждое занятие, предлагаемое в рамках курса Cheeky Monkey, чётко подразделяется на разные по характеру проведения этапы, что разнообразит занятие и помогает
заинтересовать ребёнка: на одном этапе дети занимаются вместе,
сидя в кругу, на другом — работают более самостоятельно за столом.
Каждое занятие делится на следующие основные этапы: Circle time,
Story time и Table time. Н а этапе Circle time дети рассаживаются в
круг, поют песню Hello! (одновременно посылая рукой приветствие
Чики и говоря ей Hello!), участвуют в различных играх, поют
песни. Н а этапе Story time (занятия 2, 4 и 6) дети слушают и
повторяют исто-рию раздела. Затем наступает промежуточный этап
— Transition time (плавного перехода к этапу Table time). Н а этапе
Table time дети рабо-тают с пособиями и с press outs, иногда
заканчивая работу за столом исполнением песни. Каждое занятие
завершается песней Bye-bye!, во время исполнения которой дети
машут на прощанье Чики рукой и говорят ей Bye-bye!
33

3 . 3 . Кадровое обеспечение программы
Преподаватель английского языка, работающий по программе
Cheeky Monkey, должен быть образованным и квалифицированным
специалистом. Безусловно, только педагог, обладающий индивидуальным стилем и владеющий профессиональной компетенцией, вызывает уважение, интерес и симпатию у своих маленьких учеников.
Необходимо отметить, что сегодня наблюдается всё большая демократизация педагогической сферы. Это позволяет педагогу в полной мере раскрывать свой творческий потенциал не только в сфере
методики проведения занятий, но и в сфере организации педагогического процесса, включающего мониторинг результатов, обобщение своего опыта.
Следует отметить, что современный преподаватель английского языка, работающий по программе Cheeky Monkey, должен обладать профессиональными знаниями не только в своей области, но
и в области физиологии, валеологии, психологии и т.д. Он должен
понимать детей и создавать комфортные ситуации для их общения,
игровой и творческой деятельности, а также их позитивной социализации. Он должен заботиться о здоровье своих воспитанников,
корректно организуя процесс обучения, и быть посредником между
ребёнком и взрослым миром.
Преподаватель английского языка должен быть способен корректировать сложный мир отношений, интересов и увлечений ребёнка.
Он должен уметь строить процесс обучения в системе диалога, вести
обучение, находить компромиссы. Он должен быть другом и помощником для дошкольников.
Добавим к портрету современного учителя английского языка
такие черты характера, как оптимизм, приветливость, доброжелательность, внимательность, разумную требовательность и строгость,
справедливость, терпение, самообладание. Современный педагог
должен быть инициативен, целеустремлён, уверен в себе, требователен к своей работе, способен к саморазвитию и новаторству.

3 . 4 . Время и сроки реализации программы
Систематическое и целенаправленное обучение английскому
языку, как правило, осуществляется на занятиях, которые являются
одной из форм образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Занятия проводятся в течение учебного года. Обучение происходит 1–2 раза в неделю. Н а занятиях группа делится на подгруппы.
34

Программа рассчитана на 3 года обучения (средняя, старшая,
подготовительная к школе группы). Занятия длятся в средних
груп-пах 15–20 минут, в старших группах 20–25 минут, в
подготовитель-ных группах 30–35 минут.
Длительность курса английского языка Cheeky Monkey следующая:
Возраст детей

Основной
курс Cheeky
Monkey (часы)

Дополнительны
й курс
Cheeky Monkey
Плюс
(часы)

Итого
(часы
)

1

Дети 4–5 лет
(средняя группа)

38

—

38

2

Дети 5–6 лет
(старшая
группа)
Дети 6– 7 лет
(подготовительная
к школе группа)

46

23

69

48

23

71

132

46

178

№
п/п

3

Итого

3 . 5 . Перспективный план взаимодействия
педагоги-ческого коллектива с семьями
воспитанников
В дошкольных организациях к образовательно-воспитательному
процессу привлекаются родители, которые участвуют в жизни детского
сада,
интегрированных
занятиях,
спортивных
праздниках,
викторинах,
вечерах
досуга,
концертных
представлениях, экскурси-ях. Педагоги работают над созданием
единого сообщества, объеди-няющего взрослых и детей. Для
родителей проводятся тематические родительские собрания и
«круглые столы», семинары, электронные консультации и т.п.
Задача преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы заинтересовать родителей возможностями совместного образования и воспитания ребёнка, показать родителям их особую роль
в процессе развития ребёнка средствами английского языка. Для
этого преподаватель знакомит родителей с особенностями курса
обучения английскому языку Cheeky Monkey, своеобразием режима
проведения занятий и ожидаемыми результатами образовательной
деятельности.
35

В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не
только информирует родителей о результатах образовательной деятельности, но и предоставляет им возможность задать вопросы, поделиться проблемой, обратиться с просьбой. Такая позиция педагога
способствует развитию его сотрудничества с семьёй, а также помогает
родителям
почувствовать
уверенность
в
своих
педагогических возможностях.
В курсе Cheeky Monkey в целях привлечения родителей к образовательному процессу по овладению детьми английским языком предусмотрены информационные письма родителям — 9 писем в каждом
курсе. В данных письмах родители получают информацию о том,
что дети изучили в рамках занятия. Там же представлены тексты
песен для того, чтобы родители могли их петь вместе со своим
ребёнком дома.
В информационных письмах содержится также информация общепедагогического характера. В частности, авторы напоминают
ро-дителям о том, что, занимаясь английским языком, ребёнок не
дол-жен выходить из зоны психологического комфорта — прогресс
дол-жен быть неспешным, постепенным. Только после того, как
ребёнок приобретёт уверенность в восприятии изучаемых слов и
фраз на слух и начнёт адекватно на них реагировать, он сможет эти
слова произ-нести изолированно и далее включить во фразы.
В рамках реализации курса Cheeky Monkey, помимо рассылки информационных писем, предусмотрено регулярное информирование
родителей об индивидуальных успехах их ребёнка. Для этого преподаватель английского языка ведёт мониторинг-таблицу достижений
детей, заполняя её по окончании каждого раздела. Результаты таблицы в дальнейшем используются преподавателем для заполнения
карты индивидуальных достижений, в ней в упрощённом виде дублируется информация из таблицы достижений.
Заполнить такую карту несложно, а иллюстративный ряд помогает родителям легко представить себе общую картину достижений
ребёнка. При заполнении карты преподавателю рекомендуется сделать особый комментарий об успехах ребёнка в отведённой для этого
рамке. Такой комментарий гораздо более ценен для родителей, чем
заполненный галочками бланк.
Важно отметить, что параметры мониторинга охватывают языковое, социальное и психофизическое развитие детей. Причём изменить или добавить параметры оценивания преподаватель может
самостоятельно, используя для этого отведённые после таблицы
строки. Заполненная карта индивидуальных достижений ребёнка
36

направляется родителям вместе с информационным письмом по завершении каждого раздела и в конце всего периода обучения.
Подводя итоги, отметим, что создание между преподавателем
и родителями деловых доброжелательных отношений с установкой на будущее сотрудничество является важным звеном реализации программы Cheeky Monkey. Преподаватель английского языка
ответственен не только за образовательный процесс, реализуемый в
детской дошкольной организации, но и принимает активное
участие в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития
и образования детей, формируя у родителей более полный образ их
ребёнка, способствуя развитию у них умения правильного его восприятия и оценивания.

ЛИТЕ РАТ У РА
Список компонентов комплекта Cheeky Monkey
1.
Комарова
Ю.А.
Парциальная
программа к курсу
английского языка для дошкольников Cheeky Monkey. М.:
Русское слово, 2015. (Мозаичный парк).
2. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 3:
разви-вающее
пособие
для
детей
дошкольного
возраста.
Подготовительная к школе группа. 6–7 лет. М.: Русское слово:
Макмиллан, 2014. (Мо-заичный парк).
3. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 3
Плюс:
дополнительное
развивающее
пособие
для
детей
дошкольного воз-раста. Подготовительная к школе группа. 6–7 лет.
М.: Русское слово: Макмиллан, 2014 (Мозаичный парк).
4. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 3:
мето-дические рекомендации к развивающему пособию Ю.А.
Комаро-вой, К . Харпер, К . Медуэлл для детей дошкольного
возраста. Под-готовительная к школе группа. 6–7 лет. М.: Русское
слово: Макмил-лан, 2015. (Мозаичный парк).
5. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 2:
раз-вивающее пособие для детей дошкольного возраста. Старшая
груп-па. 5–6 лет. М.: Русское слово: Макмиллан, 2014. (Мозаичный
парк).
6. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 2 Плюс:
дополнительное развивающее пособие для детей дошкольного воз37

раста. Старшая группа. 5–6 лет. М.: Русское слово: Макмиллан,
2014. (Мозаичный парк).
7. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Cheeky Monkey 2:
мето-дические рекомендации к развивающему пособию Ю.А.
Комаровой, К . Харпер, К . Медуэлл для детей дошкольного возраста.
Старшая груп-па. 5–6 лет. М.: Русское слово: Макмиллан, 2015.
(Мозаичный парк).
8. Комарова Ю.А., Медуэлл К. Cheeky Monkey 1: развивающее пособие для детей дошкольного возраста. Средняя группа. 4–5 лет. М.:
Русское слово: Макмиллан, 2014. (Мозаичный парк).
9. Комарова Ю.А., Медуэлл К. Cheeky Monkey 1: методические рекомендации к развивающему пособию Ю.А. Комаровой, К .
Медуэлл для детей дошкольного возраста. Средняя группа. 4–5 лет.
М.: Рус-ское слово: Макмиллан, 2014. (Мозаичный парк).
10. Комарова Ю.А., Медуэлл К. Дидактические карточки к развивающему пособию Cheeky Monkey 1. Средняя группа. 4–5 лет.
11. Комарова Ю.А., Медуэлл К. Демонстрационные карточки
к развивающему пособию Cheeky Monkey 1. Средняя группа. 4–5 лет.
12. Медуэлл К. Аудиозаписи к развивающему пособию Cheeky
Monkey 1. Средняя группа. 4–5 лет.
13. Медуэлл К. Аудиозаписи с дополнительными материалами.
Средняя группа. 4–5 лет.
14. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Дидактические
кар-точки к развивающему пособию Cheeky Monkey 2. Старшая
груп-па. 5–6 лет.
15. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Демонстрационные карточки к развивающему пособию Cheeky Monkey 2. Старшая
груп-па. 5–6 лет.
16. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Демонстрационные карточки к развивающему пособию Cheeky Monkey 2 Плюс.
Старшая группа. 5–6 лет.
17. Харпер К., Медуэлл К. Аудиозаписи к развивающему пособию
Cheeky Monkey 2. Старшая группа. 5–6 лет.
18. Харпер К., Медуэлл К. Комплект аудиозаписей с дополнительными материалами к развивающему пособию Cheeky Monkey 2.
Старшая группа. 5–6 лет.
19. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Дидактические
карто-чки к развивающему пособию Cheeky Monkey 3.
Подготовительная к школе группа. 6–7 лет.
38

20. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Демонстрационные карточки
к
развивающему
пособию
Cheeky
Monkey
3.
Подготовительная к школе группа. 6–7 лет.
21. Комарова Ю.А., Харпер К., Медуэлл К. Демонстрационные карточки к развивающему пособию Cheeky Monkey 3 Плюс.
Подготови-тельная к школе группа. 6–7 лет.
22. Харпер К., Медуэлл К. Аудиозаписи к развивающему пособию
Cheeky Monkey 3. Подготовительная к школе группа. 6–7 лет.
23. Харпер К., Медуэлл К. Комплект аудиозаписей с дополнительными материалами к развивающему пособию Cheeky Monkey 3. Подготовительная к школе группа. 6–7 лет.
Список использованной литературы
1. Агеева И.Д. Английский язык для детей: Лениздат-Союз, 2010.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.:
Просвещение, 1969.
3.
Бабаева
Т.И.,
Римашевская
Л.С.
Как
развивать
взаимоотноше-ния и сотрудничество дошкольников в детском саду.
Игровые ситуа-ции, игры, этюды. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
4. Вербенец А.М. Планирование и организация образовательного
процесса дошкольного учреждения по примерной основной
общеобразовательной программе «Детство»: учебно-методическое
пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: Детство-Пресс, 2013.
5. Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация взаимоотношений дошкольников в детском саду. Игровые
ситуации, игры, этюды. СПб.: Детство-Пресс, 2012.
6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой.
Сов-ременные
педагогические
технологии
музыкального
воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.
СПб.: Детство-Пресс, 2010.
7. Гордийко О.А. Иллюстрированный английский словарик для
малышей. Белгород: Клуб семейного досуга, 2011.
8. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Центр
педагогического образования, 2012.
9. Евсеева М.Н. Программа обучения английскому языку детей
дошкольного возраста. Белгород: Панорама, 2010.
39

10. Земченкова Т.В. Английский для дошкольников. М.:
ВАК О, 2008. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
11. Кочергина Г.В. К
вопросу о преемственности в
обучении иностранному языку дошкольников и младших
школьников // Детский сад от А до Я. 2004. № 1.
12. Крижановская Т.В. Английский язык: для детей 5–6 лет.
Ярос-лавль: Эксмо, 2011.
13. Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников
и младших школьников. Play and learn English. Ярославль: Академия
развития, 2008.
14. Малова О.В., Грызлова Д.В. Считаем по-английски. Обучение
счёту старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2013. Март.
15.
Микляева Н.В., Ревенкова К.М., Шматко
Н.Ю.
Лингвистичес-кий поезд: методика обучения английскому языку
дома и в детском саду: методическое пособие для педагогов ДОУ. М.:
У Ц «Перспекти-ва», 2010.
16. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких:
вчера, сегодня, завтра // Иностранный язык в школе. 1987. № 6.
С . 20–24.
17. Петрова Е.А. Проблема готовности дошкольников к обучению
иностранному языку // Детский сад от А до Я. 2004. № 1.
18. Проскурина З.А., Протасова Е.Ю. Игровые
упражнения к наиболее распространённым темам // Детский сад от
А до Я. 2004. № 1.
19. Рогова Г.В. Methods of Teaching English. Л.: Просвещение,
1975.
20. Тарасюк Н.А. Уроки общения (на примере английского языка): учебное пособие [для учителей иностранного языка и студентов
языковых факультетов вузов, специализирующихся в сфере иноязычного дошкольного образования]. М.: Флинта: Наука, 1999.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Ф Г О С ДО).
22. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
23. Хафизова С.Н. Особенности обучения английскому
языку дошкольников. Детский сад от А до Я. 2004. № 1.
24. Шабельникова Е.Ю. Обучение детей 5–6 лет английскому
языку: занятия,
игры,
мероприятия,
лингвострановедческий
материал. Волгоград: Учитель, 2009.
40

25. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский
малышей: руководство
для преподавателей
и
М.:Росмэн-Пресс, 2004.
родителей.
26. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для
малышей. М.: Росмэн-Пресс, 2009.

для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».