Аннотация к адаптированной образовательной программе для детей с ТНР

Аннотация к адаптированной образовательной программе для детей с
ТНР.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с тяжёлым нарушением речи Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 553 (далее – ТНР,
Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с
учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (далее – ФАОП ДО), на основе инновационной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н.
Веракса, методического комплекта к «Комплексной образовательной программе
дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 5 до 7 лет» Нищевой Н.В.
Часть формируемая участниками образовательных отношений:
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: О. А.
Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская. Екатеринбург:
ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному
воспитанию дошкольников Ладушки.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет
не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
не более 40% и ориентирована:
- на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР;
- на специфику национально – культурных характеристик, социокультурных
и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная
деятельность – выбрать);
Национально-культурные характеристики:
Учитываются интересы и потребности детей различной национальной и
этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в
культуру своего народа (язык, произведения национальных поэтов,
художников, скульпторов, традиционную архитектуру, народное декоративноприкладное искусство и др. через образовательные области «Физическое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»).
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на
получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-

нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения
его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
 реализация содержания АОП ДО;
 коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
 охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с
ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
 обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса;
 создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ
как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями
(законными представителями), другими детьми;
 объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
 формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
 формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
психофизическим
и
индивидуальным
особенностям
развития
обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с ОВЗ;
 обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для
обучающихся с ТНР:
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие
и образование обучающихся: Организация устанавливает партнерские
отношения не только с семьями обучающихся, но и с другими организациями и
лицами,
которые
могут
способствовать
удовлетворению
особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию психологопедагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2.
Индивидуализация
образовательных
программ
дошкольного
образования обучающихся с ТНР: предполагает такое построение

образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса и учитывает его интересы,
мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что
содержание образования предлагается ребенку через разные виды деятельности
с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных
областей: в соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее
социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое,
художественноэстетическое и физическое развитие обучающихся посредством различных видов
детской активности. Деление Программы на образовательные области не
означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по
отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с
речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с
познавательным и речевым. Содержание образовательной деятельности в
каждой области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития обучающихся
с ТНР дошкольного возраста;
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств
реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают
инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна
разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп
обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».