Пояснительная записка Учебный план (далее - План) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 553 г. Екатеринбурга (далее МАДОУ) разработан в соответствии со следующими документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями) "Об образовании в Российской Федерации"; Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 21.12. 2020 Санитарных правил и норм САНиПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 21.01.2021 Устав МАДОУ – детский сад № 553 Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 553 (далее – МАДОУ) на 2024 – 2025 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. В МАДОУ функционирует 17 групп с дневным 10,5 часовым режимом пребывания детей: - группа раннего возраста – 1 группа 1-1,5 лет; - группа раннего возраста – 1 группа 1,5 – 2 лет; - группа раннего возраста – 2 группы (2-3 года); - младшая группа – 2 группы (3-4 года); - средняя группа – 2 группа (4-5 лет); - старшая группа – 2 группы (5-6 лет); - подготовительная к школе группа – 3 групп (6-7 лет); - компенсирующая группа – 2 (ЗПР) – 4-6 лет, 5-7 лет; - компенсирующая группа – 2 (ЗРР) – 4-5 лет, 5-7 лет; Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами. 1.2. Учебно – методический комплект, положенный в основу плана Детский сад использует в образовательной деятельности учебно-методический комплект Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Методическое обеспечение программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание», требованиям федеральной образовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть учебного плана – это часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности ДОУ и расширение образовательных услуг для воспитанников . В МАДОУ - детский сад № 553 используются следующие парциальные программы: «Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст» (О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева). по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста Программа «Ладушки» под ред. И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 1.3. Характеристика структуры учебного плана В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования составляет 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Часть, формируемая участниками образовательных отношений составляет 40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках (парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности. В план включаются следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения; нравственное воспитание, ребенок в семье и обществе; формирование основ безопасности. 2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно - исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы. 3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература. 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивно-модельная деятельность; музыкальная деятельность. 5. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» отражено в расписании. Занятия как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, предусмотренной в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС наиболее характерные для каждого возраста детей. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; научной обоснованности и практической применимости; соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; интеграции образовательных областей, видов образовательной деятельности, форм работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы с детьми. Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 21.12. 2020, Санитарных правил и норм САНиПИН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 21.01.2021 Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствиис СанПиНом 1.2.3685-21, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп: Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности: - для детей от 1 до 3 лет – не более 10 минут; для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: в группе раннего возраста не превышает 20 минут; в младшей группе не превышает 30 минут; в средней группе не превышает 40 минут; в старшей группе не превышает 50 или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна; в подготовительной группе не превышает 1,5 часа. В середине занятия статического характера проводятся физкультурные минутки, динамические паузы. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. Время начала и окончания образовательной деятельности может варьироваться в соответствии с самочувствием и потребностями детей. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять: для старшей группы не более 25 минут в день, для подготовительной к школе группе – не более 30 минут в день. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления непрерывная образовательная деятельность познавательной направленности чередуется с непрерывной образовательной деятельностью художественно-эстетического и физического направлений. Форма организации занятий с детьми от 1 до 7 лет (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Учебный план рассчитан на период с 1 сентября 2024 по 31 мая 2025 года. Летний период 01.06.2025 - 31.08.2025. В данный период образовательная деятельность не проводится, за исключением физического развития, которое организуется 3 раза в неделю в соответствии с СанПин: в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе. В летний оздоровительный период проводятся спортивные игры, развлечения и пр. Увеличивается продолжительность прогулок. Конструктивные игры с песком и строительным материалом, водой планируются ежедневно. Еженедельно организуются спортивные и музыкальные праздники. Проводится мероприятия экологического характера: экскурсии, наблюдения, детская проектная деятельность и т.д. Учебный план занятий Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 553 на 2024 – 2025 учебный год. Образовательная область Вид образовательной деятельности Познавательное развитие Познавательноисследовательская, коммуникативная, игровая Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Формирование математических представлений Ознакомление с окружающим миром Развитие познавательноисследовательской деятельности 3-й год жизни Кол-во занятий в неделю/год Распределение занятий по возрастным группам 4-й год жизни 5-й год жизни 6-й год жизни Кол-во занятий в Кол-во занятий в Кол-во занятий в неделю/год неделю/год неделю/год 7-й год жизни Кол-во занятий в неделю/год 1/36 1/36 1/36 1/36 2/72 1/36 1/36 1/36 1/36 1/36 Реализуется через интеграцию на занятиях; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей. Коммуникативная, Игровая, Восприятие художественной культуры Развитие речи Познавательноисследовательская Игровая Коммуникативная Изобразительная Музыкальная Восприятие художественной литературы Рисование 1/36 1/36 1/36 2/72 2/72 Лепка 1/36 1/18 1/18 1/18 1/18 - 1/18 1/18 1/18 1/18 1/36 1/36 Двигательная Коммуникативная Игровая Музыкальная Физическое развитие Разделы программы Двигательная Коммуникативная 2/72 Художественная литература Аппликация Конструктивномодельная деятельность 1/36 1/36 2/72 2/72 Ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей Реализуется через интеграцию на занятиях; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей. Музыка 2/72 2/72 2/72 2/72 2/72 Физическая культура Формирование 2/68 3/108 3/108 3/108 3/108 Игровая Социальнокоммуникативное развитие Социальнокоммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Итого в неделю/ в год Познавательноисследовательская, Коммуникативная, Музыкальная, Игровая, Изобразительная, Восприятие художественной литературы и фольклора, Трудовая Коммуникативная Игровая – Музыкальная деятельность начальных представлений о здоровом образе жизни Реализуется в ежедневной организации жизни и деятельности детей, в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Реализуется через интеграцию на занятиях; в совместной деятельности взрослого и детей; в самостоятельной деятельности детей. Трудовая деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста через самообслуживание и простейшие трудовые поручения. Общественно-полезный труд для детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживаания,3 элементарного хозяйственно-бытового труда и труда в природе и не превышает 20 минут в день. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы безопасности Осуществляется в ходе образовательной деятельности, в жизнедеятельности режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и детей, в самостоятельной деятельности детей Музыкальная 2 72 2 72 2 72 деятельность 1 2 36 1 36 72 2 72 10 / 360 Реализуется в совместной деятельности взрослого и детей ежедневно в объеме не более 40 % от общего объема ООП – ОП ДО: Ранний возраст (2-3 года) – 90 мин. 10 мин. 10 / 360 10 / 360 13 / 468 14 / 504 Продолжительность НОД СанПиН1.2.3685-21 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в неделю 100 мин. 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 100 мин. 150 мин. 200 мин. 375 мин. 420 мин. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов ежедневно Утренняя гимнастика Комплекс закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Игровая деятельность Дежурство Прогулки Самостоятельная игра Самостоятельная деятельность детей в центрах развития ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Образовательная область Вид образовательной деятельности Познавательное развитие Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая Речевое развитие Коммуникативная, Игровая, Восприятие художественной культуры Разделы программы Игры с дидактическим материалом Ознакомление с окружающим миром Распределение занятий по возрастным группам 2-й год жизни Кол-во занятий в неделю/год 2/72 1/36 2/72 Развитие речи Ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей. Художественная литература Художественно – эстетическое развитие Познавательно-исследовательская Игровая Коммуникативная Изобразительная Музыкальная Восприятие художественной литературы Двигательная Коммуникативная Игровая Музыкальная Рисование Лепка Аппликация Игры со строительным материалом 1/36 2/72 Музыка 2/72 Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие Двигательная Коммуникативная Игровая Познавательно-исследовательская, Коммуникативная, Музыкальная, Игровая, Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Самообслуживание, культурногигиенические Ежедневно в совместной деятельности взрослого и детей. Изобразительная, Восприятие художественной литературы и фольклора, Трудовая навыки