Образовательная программа МАДОУ - детского сада № 553 для детей с ЗПР
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с задержкой
психического развития Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения – детского сада № 553 (далее – ЗПР, Программа) разработана в
соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), на основе
инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Е.Н. Веракса.
Часть формируемая участниками образовательных
отношений:
Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А.
Программа по музыкальному воспитанию дошкольников Ладушки.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее
объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- на специфику национально – культурных характеристик,
социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется
образовательная деятельность – выбрать);
Национально-культурные характеристики:
Учитываются интересы и потребности детей
различной национальной и этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в культуру своего народа (язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов, традиционную архитектуру, народное декоративно-прикладное искусство и др. через образовательные области
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие»).
Содержание дошкольного образования в МАДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное
воспитание дошкольников строится
на основе изучения
национальных традиций семей воспитанников МАДОУ.
Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской национальной культуры, представителями которых являются участники
образовательного процесса (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами ;приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и
живописи разных народов и т.д.).
Население г. Екатеринбурга многонациональное. В результате миграционных
процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших граждан
государств СНГ. Но при этом в детском
саду этнический состав семей воспитанников в
основном имеет однородный характер,
основной контингент – дети из русскоязычных семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона. Сильные православные традиции. Культура народов
региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы
Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары,
башкиры, марийцы, чуваши.
С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Урала осуществлен отбор
произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при
ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В предметно-развивающей
среде групп, предусмотрено создание
тематических выставок.
Особое внимание к формированию
у детей понимания принадлежности к
определенной социальной группе, где в качестве идентификации с этносом выступают родной язык, традиционные ценности и культура; формированию толерантного и
уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время необходимо
обеспечить возможность почувствовать
гордость своей национальной принадлежности.