Образовательная программа МАДОУ - детского сада № 553 для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлым
нарушением речи Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 553
(далее – ТНР, Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного
образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования (далее – ФАОП ДО), на основе инновационной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Веракса, методического
комплекта к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для
детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»
Нищевой Н.В.
Часть формируемая участниками образовательных
отношений:
Образовательная программа дошкольного образования
«СамоЦвет»: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А.
Программа по музыкальному воспитанию дошкольников Ладушки.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее
объем составляет не менее 60% от ее общего объема.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, составляет не более 40% и ориентирована:
- на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- на специфику национально – культурных
характеристик, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых
осуществляется образовательная деятельность – выбрать);
Национально-культурные характеристики:
Учитываются интересы и потребности детей
различной национальной и этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в культуру своего народа (язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов, традиционную архитектуру, народное декоративно-прикладное искусство и др. через образовательные области
«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие», «Познавательное развитие»).
Содержание дошкольного образования в МАДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.
Поликультурное
воспитание дошкольников строится
на основе изучения
национальных традиций семей воспитанников МАДОУ.
Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской национальной культуры, представителями которых являются участники
образовательного процесса (знакомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами ;приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и
живописи разных народов и т.д.).
Население г. Екатеринбурга многонациональное. В результате миграционных
процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших граждан
государств СНГ. Но при этом в детском
саду этнический состав семей воспитанников в
основном имеет однородный характер,
основной контингент – дети из русскоязычных семей.
В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона. Сильные православные традиции. Культура народов
региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы
Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары,
башкиры, марийцы, чуваши.
С учетом национально-культурных традиций народов Среднего Уралаосуществлен отбор
произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора, народных художественных промыслов при
ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В предметно-развивающей
среде групп, предусмотрено создание
тематических выставок.
Особое внимание к формированию
у детей понимания принадлежности к
определенной социальной группе, где в качестве идентификации с этносом выступают родной язык, традиционные ценности и культура; формированию толерантного и
уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время необходимо
обеспечить возможность почувствовать
гордость своей национальной принадлежности.
Климатические характеристики
Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны. Образовательный процесс осуществляется в условиях
умеренно континентального
климата с достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными сезонами года.
Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление
детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области,
воспитание любви к родной природе.
Процесс воспитания и развития в детском саду является
непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1) холодный период - образовательный: (сентябрь-май), составляется определенный режим
дня и осуществляется планирование непосредственно образовательной деятельности с
детьми в разнообразных формах работы;
2) летний период - оздоровительный (июнь - август), для которого составляется
другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно-досуговая деятельность.
При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся
коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, два раза непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится
в зале и один раз – на воздухе.
Режимные процессы (прогулки, физкультурные занятия)
организуются в соответствии
с требованиями СанПиН и режимом дня, утвержденным настоящей
Программой.
Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую и
вторую половину дня, после дневного сна или перед уходом детей домой. В условиях холодной уральской зимы, когда
световой день уменьшается до 7 часов, время прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину
дня,
сводится к минимуму. Прогулку не рекомендуется проводить при температуре воздуха ниже - 15°C и скорости ветра более 15 м/с. для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже 20°C и скорости ветра более 15 м/с. Особое внимание
уделяется одежде
детей, которая должна соответствовать погодным условиям.
При отмене прогулок по
причине неблагоприятных погодных условий организуется разнообразная двигательная деятельность в хорошо проветренных группах и музыкально-физкультурном
зале.
В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, праздники, развлечения. В теплое время –
жизнедеятельность детей,
преимущественно,
организуется на открытом воздухе.
При формировании
содержания образовательных областей: «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие» учитываются: время начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние
снега), интенсивность их протекания; состав
флоры и фауны природы Среднего Урала.
В совместной и самостоятельной деятельности по познанию окружающего мира, приобщению
к культуре речи дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают. В совместной и самостоятельной художественно-эстетической деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование
и др.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные,
растения Уральского региона.
Территориальные
характеристики
МАДОУ - детский сад № 553 находится в юго-западной части города
и относится к Ленинскому административному району города Екатеринбурга. В районе множество
различных медицинских учреждений и детский сад занимает благоприятное местоположение: вблизи
отсутствуют экологически опасные производственные
объекты, рядом расположена МАОУ
СОШ № 85 и МАДОУ детский сад № 53.
В непосредственной близости от МАДОУ расположен Юго-западный лесопарк,
представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.
Социально–демографические характеристики
Социально – демографические характеристики определились в ходе статистических и
социально-педагогических исследований в дошкольном образовательном учреждении:
- образование родителей (законных представителей) (высшее образование, незаконченное высшее, средне – специальное, среднее образование);
- состав семьи (полная, неполная семья, многодетная семья, приемная семья
(опекуны), малообеспеченная семья, количество детей в семье;
- здоровье воспитанников (общая заболеваемость детей, часто болеющие дети, количество детей с отклонениями в физическом
развитии).
Основными участниками реализации Программы являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.
МАДОУ - детский сад № 553 предоставляет муниципальную услугу «Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным
общеобразовательным программам дошкольного образования» детям дошкольного возраста
от
1 до 7 лет.
В дошкольном учреждении функционируют 17 возрастных групп для детей от 1 до 7 лет,
группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.
В соответствии с показателями, характеризующими объем и качество предоставления муниципальной услуги контингент численности воспитанников составляет 540 человек.
- на сложившиеся
традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и
форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического
коллектива и ДОО в целом.
Реализация
Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных
отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических
принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР.
Программа
является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
ü реализация
содержания АОП ДО;
ü коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
ü охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
ü обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
ü создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
ü объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
ü формирование
общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
ü формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
ü обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
ü обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.