Образовательная программа МАДОУ - детского сада № 553 для детей с ТНР

Описание образовательной программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлым нарушением речи  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 553 (далее – ТНР, Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Е.Н. Веракса, методического комплекта к «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.

Часть формируемая участниками образовательных отношений:

Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.

  Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию дошкольников Ладушки.

Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО, ее объем составляет не менее 60% от ее общего объема.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована:

на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

- на специфику национально – культурных характеристик, социокультурных и иных условий, в т.ч. региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность – выбрать);

Национально-культурные характеристики:

Учитываются интересы и потребности детей различной национальной и этнической принадлежности; создание условий для «погружения» детей в культуру своего народа (язык, произведения национальных поэтов, художников, скульпторов, традиционную архитектуру, народное декоративно-прикладное искусство и др. через образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»).

Содержание дошкольного образования в МАДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, края, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького ребенка.

Поликультурное                   воспитание      дошкольников            строится на основе                                    изучения национальных традиций семей воспитанников МАДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской национальной культуры, представителями которых являются участники образовательного процесса накомство с народными играми, народными игрушками и национальными куклами ;приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов и т.д.).

Население г. Екатеринбурга многонациональное. В результате миграционных процессов в городе значительной выросло количество этнически русских, бывших граждан государств СНГ. Но при этом в детском саду этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей.

В содержании образовательной программы учитывается многонациональность, многоконфессиональность Уральского региона. Сильные православные традиции. Культура народов региона (национальные обычаи и традиции). Исторически сложившиеся народы Среднего Урала - русские, удмурты, манси, татары, башкиры, марийцы, чуваши.

С учетом национально-культурных  традиций народов Среднего                                       Уралаосуществлен отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального естного) фольклора, народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством, народных игр, средств оздоровления. В предметно-развивающей среде групп, предусмотрено создание тематических выставок.

Особое внимание к формированию у детей понимания принадлежности к определенной социальной группе, где в качестве идентификации с этносом выступают родной язык, традиционные ценности и культура; формированию толерантного и уважительного отношения к людям другой национальности. И в то же время необходимо обеспечить возможность почувствовать гордость своей национальной принадлежности.

Климатические характеристики

Природно-климатические условия Среднего Урала сложны и многообразны. Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренно континентального климата с достаточным увлажнением, характерной резкой изменчивостью погодных условий, хорошо выраженными сезонами года.

Достаточно длинный весенний и осенний периоды. Предусматривается ознакомление детей с природно-климатическими условиями и особенностями Свердловской области, воспитание любви к родной природе.

Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1) холодный период - образовательный: (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и осуществляется планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми в разнообразных формах работы;

2) летний период - оздоровительный (июнь - август), для которого составляется другой режим дня, осуществляется оздоровительная и культурно-досуговая деятельность.

При планировании образовательного процесса во всех возрастных группах вносятся коррективы в физкультурно-оздоровительную работу. Учитывая климатические и природные особенности Уральского региона, два раза непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию проводится в зале и один раз на воздухе.

Режимные  процессы  (прогулки, физкультурные               занятия) организуются                            в соответствии с требованиями СанПиН и режимом дня, утвержденным настоящей Программой.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Продолжительность прогулки определяется в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую и вторую половину дня, после дневного сна или перед уходом детей домой. В условиях холодной уральской зимы, когда световой день уменьшается до 7 часов, время прогулок и совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой на улице во вторую половину дня, сводится к минимуму. Прогулку не рекомендуется проводить при температуре воздуха ниже - 15°C и скорости ветра более 15 м/с. для детей до 4-х лет; для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже 20°C и скорости ветра более 15 м/с. Особое внимание уделяется одежде детей, которая должна соответствовать погодным условиям. При отмене прогулок по причине неблагоприятных погодных условий организуется разнообразная двигательная деятельность в хорошо проветренных группах и музыкально-физкультурном зале.

В дни каникул создаются оптимальные условия для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, праздники, развлечения. В теплое время – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

При  формировании                   содержания       образовательных    областей:                   «Познавательное развитие»,       «Социально-коммуникативное       развитие»,       «Художественностетическое развитие» учитываются: время начала и окончания сезонных явлений (листопад, таяние снега), интенсивность их протекания; состав флоры и фауны природы Среднего Урала. В совместной и самостоятельной деятельности по познанию окружающего мира, приобщению к культуре речи дети знакомятся с климатическими особенностями, явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают. В совместной и самостоятельной художественно-эстетической деятельности исование, аппликация, лепка, конструирование и др.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения Уральского региона.

Территориальные характеристики

МАДОУ - детский сад 553 находится в юго-западной части города и относится к Ленинскому административному району города Екатеринбурга. В районе множество различных    медицинских    учреждений      и              детский сад    занимает                  благоприятное местоположение: вблизи отсутствуют экологически опасные производственные объекты, рядом расположена МАОУ СОШ № 85 и МАДОУ детский сад № 53.Хочу такой сайт

В непосредственной близости от МАДОУ расположен Юго-западный лесопарк, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей.

Социальнодемографические характеристики

Социально демографические характеристики определились в ходе статистических и социально-педагогических исследований в дошкольном образовательном учреждении:

- образование               родителей  (законных          представителей)          (высшее                               образование, незаконченное высшее, средне специальное, среднее образование);

- состав семьи (полная, неполная семья, многодетная семья, приемная семья (опекуны), малообеспеченная семья, количество детей в семье;

- здоровье воспитанников (общая заболеваемость детей, часто болеющие дети, количество детей с отклонениями в физическом развитии).

Основными участниками реализации Программы являются дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

МАДОУ - детский сад 553 предоставляет                        муниципальную                                                                                           услугу «Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» детям дошкольного возраста от 1 до 7 лет.

В дошкольном учреждении функционируют 17 возрастных групп для детей от 1 до 7 лет, группы общеразвивающей  и компенсирующей направленности.

В соответствии с показателями,  характеризующими объем и качество предоставления муниципальной услуги контингент численности воспитанников составляет 540 человек.

- на сложившиеся традиции ДОО;

- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей с ТНР, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию АОП ДО для обучающихся с ТНР.

Программа является основой для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

 Задачи Программы:

ü реализация содержания АОП ДО;

ü коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

ü охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

ü обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

ü создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

ü объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

ü формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

ü формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

ü обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

ü обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

 
АОП ДО ТНР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 25910413180194252715292873429998908689710672432 Директор/Заведующий Зорина Наталья Николаевна Дата подписания документа 11.09.2023 17:37:14 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».