Образовательная программа МАДОУ - детского сада № 553
Описание образовательной программы
Образовательная программа
дошкольного образования (далее – Программа) разработана в Муниципальном автономном
дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 553 (далее –
ДОО) в соответствии с ФГОС ДО и ФОП
ДО, с учетом инновационной программы «От рождения до школы»[1].
Программа
состоит из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы соответствует
ФОП ДО и дополнена в необходимом объеме положениями инновационной
программы «От рождения до школы», что позволяет использовать ее инновационные
разработки и приводит к повышению качества дошкольного образования в ДОО.
При этом, согласно п. 4 ФОП
ДО[2],
в случае полного соответствия положений Программы федеральной программе, эта
часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО.
Дополнительные положения, соответствующие инновационной программе «От рождения до школы», прописаны
в тексте Программы либо обозначены в виде ссылок на программу «От рождения до
школы».
Такой подход к формированию Программы
реализует выполнение требования Закона об образовании[3] о необходимости обеспечить
содержание и планируемые результаты разработанных образовательными
организациями образовательных программ не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования и
позволяет утверждать, что Программа обеспечивает содержание и планируемые результаты
не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной
программы.
Обязательная часть Программы реализуется воспитателями групп во всех помещениях и на
территории детского сада, со всеми детьми ДОО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность
подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений включает
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Эта часть, в
соответствии с ФГОС ДО, «может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием
выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик,
форм организации образовательной работы»[4].
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы
детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
-
специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
-
выбор
тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива;
-
сложившиеся
традиции ДОО или Группы.
В
соответствии с ФГОС ДО «Структурные подразделения в одной Организации (далее группы) могут
реализовывать разные Программы»[5].
Что означает, что в разных группах в рамках части, формируемая участниками
образовательных отношений могут использоваться различные парциальные программы.
Структура
Программы
соответствует ФОП ДО и состоит из 4 разделов — трех основных (целевой,
содержательный, организационный) и одного дополнительного, где дается краткая
презентация Программы. Все разделы
составлены в соответствии с требованиями и рекомендациями ФГОС ДО и ФОП ДО. В
каждом из разделов отражается обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Методические
пособия. Согласно пп. а) пункта 2.11.2. ФГОС ДО[6],
«содержательный раздел Программы должен включать описание образовательной деятельности
в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях, с учетом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания.» Поэтому, в соответствии с ФГОС ДО, для каждой образовательной
области, даны перечни пособий, способствующих реализации соответствующего
раздела Программы.
В
статье 47, параграф 3, пункт 4 Закона об образовании педагогическим работникам
дается «право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств
обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке,
установленном законодательством об образовании;»[7]
С
целью реализации этого права, в Программе дается широкий перечень пособий, что
создает педагогам возможность выбора — в каждой группе педагоги, реализующие
Программу, могут выбрать из предложенного перечня методические и иные пособия с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников их группы,
специфики их образовательных потребностей и интересов, а также в зависимости от
своих предпочтений.
Программа
реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском (Согласно
пункту 1.9 ФГОС ДО).
Программа разработана рабочей группой педагогов ДОО
в составе: заведующего – Зориной Н.Н.; заместителя заведующего – Астафьевой Н.В.,
воспитателей Пановой Т.Я., Заяц Т.В., Белокобыльской И.Д., Старковой Е.С.,
Исаевой Э.Р.; педагогом-психологом – Жулановой Д.С.; представителем Совета
родителей Актугановой А.Р.
Режим работы ДОО: – 10,5 при пятидневной рабочей
неделе. График работы ДОО с 7.30 до 18.00
часов; пятидневная рабочая неделя; выходные: суббота, воскресенье, праздничные
дни.
Программа реализуется в группах общеразвивающей
направленности, как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования.
Программа реализуется в течение всего периода
пребывания детей в детском саду от 1 года до прекращения образовательных
отношений.